Консультация "Особенности физического и психического развития детей 5-6 лет"
Возрастная характеристика детей 5-6 лет.
Психолого-педагогическое сопровождение физического развития
Пять лет жизни являются периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Нарушения мышечно-тонической регуляции по-прежнему могут затруднять развитие тонкой и грубой моторики, поэтому необходимо продолжать освоение навыков расслабления всего тела или отдельных его частей, способность к произвольному управлению ритмом , дыхания, растяжек. Освоение обозначенных навыков будет свидетельствовать о возросшем уровне саморегуляции.. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. К 5-ти годам дети могут выполнять достаточно сложные моторные действия на основе лишь предварительной речевой инструкции, что определяет необходимость усложнять моторную задачу, развивая произвольность деятельности. Четкие речевые инструкции и подвижные игры будут способствовать развитию координации движения в пространстве. С 5-ти лет необходимо активно развивать способность к планированию произвольных движений и осуществлять контроль.
Социально-личностное развитие
Возраст 5-6-ти лет отличается эмоциональной отзывчивостью и восприимчивостью ребенка и потому является благоприятным периодом для развития понимания эмоциональных состояний как своих, так и других людей. Учась понимать внутренний мир других людей, ребенок обретает уверенность в межличностных отношениях, на основе чего возникает сближение, а затем и интеллектуальный обмен мнениями между ним и другими людьми. Такое взаимодействие с окружающими обеспечивает выработку социальной компетентности, основой которого является положительное самоощущение. Подобный подход позволяет развивать у ребенка уверенность в общении, обеспечивая потребность в дальнейшем взаимодействии. Несформированность позитивного самоощущения, отсутствие уверенности в своих силах может приводить к целенаправленному «искажению истины»: ребенок преувеличивает свою значимость, придумывает оправдание своим оплошностям, перекладывает свою вину на други.
С 5-ти лет все более значимым становится внеситуативное общение (познавательное и личностное)
Для формирования социально-компетентного поведения важным является развитие следующих способностей ребенка: понимание эмоционального состояния других по выражению лица, жестам, позе; понимание желаний и предпочтений другого, принятие его позиции; понимание причины изменения настроения другого в зависимости от ситуации; выражение эмоциональных состояний в социальных контактах адекватными вербальными и невербальными средствами. Эти способности позволят обеспечить становление социальной позиции «Я и общество». Все это может осуществляться через взаимодействие со сверстниками в игре. Игра в данном случае способствует развитию личностных механизмов регуляции поведения ребенка.
В формировании взаимоотношений ребенка с окружающими важным является развитие чувства собственного достоинства. Ребенок начинает соблюдать определенную дистанцию между собой и окружающими. Развитие уверенности в своих возможностях приводит к осознанию своего места в системе социальных отношений. Оценка взрослого подвергается критическому анализу и сравнению со своей собственной.
Возможность осознания переживаемых чувств и состояний связана с развитием речевой функции ребенка, поскольку предполагает обязательный перевод с уровня ощущений на уровень самосознания.
Познавательно-речевое развитие
К 5-6-ти годам формируются многие базовые категории мышления, однако некоторые из них все еще требуют поддержки развития. С учетом того, что в основе развития обобщений лежит не вербальное общение, а непосредственная практическая деятельность ребенка, важным условием развития познавательных способностей ребенка старшего дошкольного возраста является игра-экспериментирование. Этот вид игры позволяет ребенку реализовывать свои представления об объектах, их трансформации, проявлять исследовательские способности и самостоятельность. Кроме того, необходимо продолжать освоение пространственных представлений как основы развития языкового пространства, обеспечивающего мыслительные операции.
В этом возрасте создаются благоприятные условия для развития сложных качеств мышления (гибкости, глубины, критичности, оригинальности).
На шестом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни. Однако у них недостаточно развит фонематический слух. Одной из важнейших задач развития речевой моторики и слухового восприятия является формирование фонематического слуха. Формирование фонематического слуха способствует лучшему пониманию услышанного и прочитанного.
У 5-6-ти летних детей наряду с наглядно-действенным, хорошо развивается наглядно-образное мышление, позволяющее осуществлять интеллектуально-познавательную деятельность на основе внутренних действий с образами (представлениями) без участия практических действий. В этом возрасте у ребенка начинают формироваться основы абстрактно-логического мышления. В возрасте 5-6-ти лет необходимо формировать самые сложные логические операции - абстрагирование и конкретизацию через развитие знаково-символической деятельности, однако они не должны быть приоритетными. Наглядно-образное мышление в 5-6 лет по-прежнему требует особого внимания, являясь основным мыслительным процессом. Формировать у детей 5-6-ти лет основы знаково-символической деятельности можно доступными этому возрасту средствами (планы, схемы, географические карты).
В качестве отдельной возрастной задачи ставится целенаправленное развитие самого сложного познавательного психического процесса – воображения.
Кроме этого необходимо, чтобы под руководством (или наблюдением) педагога игровая деятельность, сюжетно-ролевые игры, продуктивные виды деятельности, экспрессивно-двигательная деятельность имели возможность принять форму законченного, осознаваемого результата.
Усвоение способов организации внимания и «переноса» этих способов во «внутренний план» обеспечивает развитие функции самоконтроля.
Художественно-эстетическое развитие
К возрасту 5-6 лет у большинства детей вероятность узнавания форм уже является одним из основных факторов распознавания объекта, и они в состоянии нарисовать знакомые предметы, постепенно начиная овладевать сложными навыками композиции рисунка, реалистического отображения пространства и использования рисунков для изложения историй или событий. Поэтому следует обогащать смысловое содержание художественных образов.
Кроме того, необходимо создание условий и возможностей для творческого экспериментирования и развития образного воображения.
Наряду с игрой у детей шестого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.
В возрасте 5-6-ти лет, наличие потребности и развившейся к этому возрасту произвольности, обеспечивает способность соответствовать усвоенным эталонам, но снижает поисково-творческую активность ребенка. Это приводит к ослаблению образного воображения и способности к самоактуализации.
В нашем Центре сохранение и развитие природной спонтанности как основы индивидуальности на фоне формирующихся регуляторных процессов является особой задачей.
Программа развития ребенка старшего дошкольного возраста в Центре реализуется с учетом возрастных особенностей развития ребенка 5-6 лет и включает в себя следующие занятия: психология, гимнастика, развитие речи, грамота, социально- эмоциональное развитие, математика (формирование элементарных математических представлений), английский язык, музыка, изо (рисование, лепка, аппликация), линейная графика.
При организации педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста учитываются: тип темперамента; уровень интеллектуально-познавательного развития; особенности восприятия, внимания, памяти каждого ребенка, что определит успешность всего образовательного процесса, а также трудности, наиболее часто возникающие при поступлении в школу, среди которых можно назвать следующие: двигательная расторможенность; недостаточность развития моторных навыков (в том числе, зрительно- и слухомоторных координаций); особенности интеллектуального развития (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения); сложности в развитии эмоционально-волевой сферы.