Консультация психолога " Что делать, если ребёнок не хочет идти в детский сад?"
Что делать, если ребенок не хочет идти в сад?
Всем известно, как же сложно сегодня устроить малыша в детский сад.
И вот заветная цель достигнута, очереди выстояны, вы нашли своему ребенку подходящий садик, записали его в группу, и кажется, что все – свобода! Можно выйти на работу, заняться красотой, больше времени посвящать мужу, да и малышу пора заводить друзей и уметь проявлять себя в коллективе… вы уже не первый день ходите в садик, дорога уже выучена, но она почему-то вас и вашего малыша не радует. Ваше чадо идет в детский сад, как на каторгу, или громко вопя на улице, или тихонько утирая слезы. Что же это? Неужели ребенок просто не привык?
Обычно психологи определением «недетсадовский ребенок» называют детей, которые очень тяжело адаптируются к дошкольному учреждению, а иногда так и не могут к нему привыкнуть. Садик для них сад - что угодно, кроме «интересного места, где можно пообщаться и поиграть». Это и тюрьма, и дурдом, и настоящий ад. Как пишет журнал, воспитатели детских садов уже четко определили критерии, по которым реально вычислить недетсадовского ребенка: если в течение шести месяцев посещения детсада малыш не адаптируется, то есть отказывается есть, соблюдать режим, если у него продолжаются истерики, он рыдает при прощании с мамой и цепляется ей за юбку мертвой хваткой, а по ночам ему дома снятся кошмары, то он однозначно попадает в эту категорию.
А психологи рассматривают проблему шире. Ведь в некоторых случаях только создается внешняя видимость, что малыш привык к садику: он без скандалов отправляется каждое утро в сад, но и не проявляет особого желания, ведет себя тихо, скромно, а воспитатели на него не жалуются. Но вот первоначальный стресс, который был получен в первые дни новой детсадовской жизни, может сильно отразиться на его психике. Эта нанесенная травма не исчезнет, а просто забьется внутрь и «заляжет на дно». А потом вылезет в самый неподходящий момент, когда никто не ожидал, причем в самом необычном проявлении. Поэтому совет один: непременно присматривайтесь, прислушивайтесь к своему ребенку, когда он играет, что-то шепчет на ухо любимой кукле, общается с детьми во дворе, разговаривает с собакой и т. д. И, конечно, вас должны насторожить явные изменения в его поведении, перемена настроения, неожиданные всплески эмоций и странные поступки. Дело в том, что если ваш кроха замкнулся в себе и не хочет ни о чем рассказывать, то, что творится в его душе, вы сможете понять, только наблюдая за ним и его поведением, аккуратно, как бы между прочим, расспрашивая о садике, о друзьях, воспитателе, инсценируя какие-то беседы в игре, на куклах и зверушках.
Но что же делать, если ваше чадо и детский садик – просто несовместимые понятия. Есть крайняя серьезная степень неприятия – аутизм. Это заболевание связано прежде всего с психикой, а не с физиологией ребенка. Такие дети вообще трудно переносят общество, не только детсадовское. Им комфортно только в одиночестве. Они могут часами спокойно играть в одиночку, не обращая ни на кого внимания. Но стоит только вывести такого малыша из привычной обстановки, как он начинает нервничать и метаться, словно зверь в клетке. Такому малышу просто необходима мать, которая передаст ему свои положительные эмоции, и при помощи ласки лишь она способна выровнять очень сложный шизоидный тип личности, который растет в вашем маленьком существе. В этом случае нужно действовать крайне осторожно и обязательно при помощи специалистов: обычно такие детки находятся под постоянным наблюдением врача-психотерапевта. В любом случае их тоже нужно приучать к обществу сверстников, но только в специальных садиках.
Кроме того, помехой для общения с другими детьми может стать одаренность или особо развитые способности ребенка. Таким малышам свойственны повышенная чувствительность, восприятие, неадекватная реакция на строгость дисциплины. Дело в том, что одаренные дети – натуры творческие. В столь юном возрасте им еще и не знакомо слово «свобода», но она нужна маленьким гениям как воздух. По этой причине очень важно обеспечить особый индивидуальный подход к ребенку, что, к сожалению, редко возможно в детском саду, когда в одной группе – двадцать таких же ребятишек, как он. Может статься, что ваш ребенок не будет выражать недовольства по поводу посещения садика, но есть и другая опасность: общий режим, строгость и дисциплина могут помешать развитию его индивидуальности.
К сожалению, далеко не всегда воспитатели в детском саду из-за большого числа своих подопечных могут уделить должное внимание индивидуальным способностям ребенка. В результате малыш, попадая в группу, остается в ней один на один со своими страхами, сомнениями, умениями и переживаниями. Ведь гуляя с мамой во дворе, он мог выбирать, хочет ли он общаться со сверстниками, с кем именно. А в саду он у всех на виду и общаться просто заставляет необходимость. «Сад – это основная часть его жизни, это целый мир, где действуют свои законы. И, в случае чего, уже не убежишь к маме, не спрячешься за ее спину. Она не поможет завязать шнурки, одеться, снять штанишки, если захотелось в туалет. А ведь кто-то из детей умеет все это делать, а для кого-то это целый подвиг. Несмотря на один и тот же возраст, развитие детей может сильно отличаться. Поэтому требования и нагрузка, возлагаемая на них воспитателями, должны соответствовать индивидуальным возможностям ребенка.
Что же делать в этих случаях? Обычно психологи дают общие рекомендации, так как каждый ребенок – большая индивидуальность, и нельзя всех грести под одну гребенку. Если средства позволяют, можно подыскать вашему чаду частный детский сад или клуб, где работают маленькие группы и можно обеспечить ему более или менее индивидуальный подход, где есть возможность оставлять ребенка на несколько часов, а не на весь день, и находиться с ним рядом во время занятий хотя бы первое время. Все это может помочь малышу адаптироваться к обществу постепенно, а потом, вполне возможно, все выровняется. В этом поможет комфортная атмосфера, профессиональный психолог, ваше понимание или же просто возраст возьмет свое.