Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Консультация для родителей "Как использовать сказку для развития связной речи у детей"

Дата: 6 марта 2020 в 18:39
289 просмотров

«Сказка – великая духовная культура
народа, которую мы собираем по
крохам, и через сказку раскрывается
перед нами тысячелетняя
история народа».

Алексей Николаевич Толстой

Разве можно себе представить детство любого малыша без сказок?! Эти простые и короткие истории никогда не выйдут из моды, и причина здесь не только в том, что ребенок охотно верит в чудо и стремится искать в этих сюжетах развлекательный момент, но и в удивительной и разноаспектной воспитательной роли сказки. Как бы ни менялся окружающий нас мир, магия волшебства, простой и емкий язык этих литературных произведений, заложенная в них мудрость – остаются важными составляющими развития и становления личности дошкольников. 

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.

К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому.

А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс игры в сказку тесно связано со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Игра в сказку - способствует активизации разных сторон речи детей:

  • Словаря;

  • Грамматического строя;

  • Диалогической и монологической речи;

  • Совершенствованию звуковой стороны речи.

   Организовать работу по развитию словесного творчества детей, обучать составлению репродуктивно - творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и их драматизации. Создать благоприятную психологическую атмосферу. Обеспечению рациональных условий пространства и времени, а так же по использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи с учётом таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, произвольность, эмоциональная устойчивость, творчество.

Сказка в себе несет решение следующих задач:

  1. Образовательная: Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринуждённую беседу.

  2. Воспитательная: воспитывать дружеские взаимо-отношения между детьми; привычку играть, заниматься сообща; стремление радовать близких поступками. Формировать умение оценивать свою работу, воспитывать привычку работать старательно. Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам.

  3. Развивающая: развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), придумывать концовки к незнакомым сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенному воспитателем. Развивать умение изображать мимикой и жестами состояние героев сказки.

В систему развития связной речи разделила на 4 этапа:

  • I Этап. "Рассказывание";

  • II Этап. "Пересказывание";

  • III Этап. "Играем в сказку";

  • IV Этап. "Сочинялки".

На каждом из этапов работы по развитию связной монологической речи особое внимание уделяю обучению пересказыванию, поскольку этот вид деятельности является основополагающим для овладения детьми навыками самостоятельного рассказывания.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста. 
Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой. 
Работа со сказкой строится следующим образом:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях.

Игры с детьми в помощь родителям:

Игра «Перескажи сказку»

В эту игру надо играть как можно чаще. Прочитали ребёнку часть сказки, попросили его пересказать. Вначале помогайте малышу, подсказывайте, задавайте наводящие вопросы. Постепенно ребёнок будет пересказывать все более уверенно.

Игра «Сказочное лото»

Дети сами выбирают несколько (двух, трех или больше) героев из разных сказок, место действия и сами придумывают новую сказку с этими героями. Хорошо если дети будут видеть своих героев, для этого приготовьте заранее иллюстрации к сказкам, игрушки, изображающие героев, рисунки, исполненные самими детьми.

Игра «Сказка плюс…»

Дети любят рассказывать знакомые сказки. Добавляем какой - нибудь один новый элемент, который дети должны «встроить» в знакомую сказку. При этом им придётся немного изменить сюжет, а может быть, и взаимоотношения или привычные действия героев. Новый объект (элемент) можно вводить в самом начале сказки, а можно добавить неожиданно, где - то в середине сказки. Конечно, для такой игры лучше иметь картинки (или игрушки) с изображением героев какой- либо сказки. Новый элемент может быть любой: Илья Муромец, Сивка Бурка, крот, волк, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Чудо – юдо. В качестве новых элементов можно использовать и не сказочных героев, а также любые объекты – самолёт, метро, телевизор, телефон.

Игра «Старая сказка на новый лад»

Предлагаем детям в известной им сказке изменить или время действия (например, в наши дни или даже в будущем, или место действия (перенести действие в город, в многоэтажный дом, на необитаемый остров, в пустыню и др.). И рассказывать сказку с теми же героями, стараясь придерживаться тех же событий, что и в сказке, того же сюжета. Но в новых условиях (или времени, или места). Это уже будет немного другая сказка: Чтобы детям было легче играть в эту игру, взрослому лучше заранее придумать одну из таких сказок и рассказать её детям. Дети быстро поймут, что от них требуется.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.