Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Домашний игровой уголок малыша

Дата: 12 января 2022 в 21:08
127 просмотров

Игровой уголок – это личное пространство ребенка, где он имеет
возможность свободно действовать.
Каким должен быть игровой уголок и когда ему следует появиться у
ребенка? Многие родители, к сожалению, вообще не задаются такими
вопросами.
Ребенок от 1 года до 2-х лет существует в тесной связи с близкими
взрослыми, его самостоятельные занятия очень кратковременны, он все время
привлекает к ним взрослого. Ребенок – везде. Весь дом – его развивающая
среда, и хотя у него уже есть специальные развивающие предметы – игрушки,
но они обычно перемещаются вместе с ребенком туда, где находится
взрослый.
В два года ослабляется тесная связь с близкими взрослыми, у ребенка
начинает формироваться сосредоточенность на самостоятельных занятиях.
Развивающая среда должна отличаться от домашней обстановки в целом,
сконцентрироваться в особом пространстве, где ничто не помешает ребенку
заниматься своим делом, а он сам не будет мешать взрослым. Это значит –
пора организовать игровой уголок.
Прежде всего, для игрового уголка потребуется детский стол – простой, с
деревянной или пластиковой поверхностью, оптимальный размер 50х70 см для
свободного размещения на нем настольной игры, бумаги для рисования,
конструктора и т.п. нужны два детских стула: для ребенка и взрослого,
который при необходимости сможет присоединиться к ребенку.
Обязательные элементы игрового уголка – открытый низкий стеллаж или
этажерка (из 2-3 полок, по высоте доступных для ребенка), несколько больших
пластиковых и картонных емкостей (контейнеров) для игрового материала.
«Напольную» часть игрового уголка целесообразно обозначить ковриком
(примерно 70х70 см), где ребенок может расставить игрушечную мебель,
возвести постройку из кубиков, оставить все это на какое-то время.
Оформленный таким образом игровой уголок занимает немного места и
при этом позволяет сконцентрировать материал для детских занятий. Ребенок
получает личное пространство и личные вещи, которыми он свободно
распоряжается сам – это важно для развития самостоятельности и личностной
зрелости, а взрослый освобождается от лишних хлопот (доставать игрушки с
недоступных для ребенка мест).
Пространство игрового уголка обозначено. Чем его наполнить?
«Играть, создавать, исследовать» - вот девиз, под которым происходит
развитие дошкольника: этот девиз объединяет игру, продуктивную
деятельность (рисование, лепку, конструирование); исследовательскую
деятельность (сравнение свойств, классификацию, установление
пространственных, временных, причинных связей между явлениями
окружающего мира).
Ребенку исполнилось 2 года, и надо правильно наполнить игровой уголок:
- для сюжетной игры нужна средних размеров кукла (в одежде девочки
или мальчика, в зависимости от пола ребенка) и мягкое животное.
Обязательное приложение к ним – игрушечная посуда, кухонная плита,
кровать для куклы, складная кукольная коляска (для девочки), грузовик (для
мальчика);
- для конструирования понадобится большой строительный набор из
дерева с деталями, различающимися по форме, величине, цвету;
- для рисования и лепки необходимы пластилин, цветные и простые
карандаши, гуашевые краски, толстая и тонкая кисти;
- дополним уголок несколькими настольными играми для
исследовательской деятельности: мозаикой, детским лото с картинками,
складными кубиками;
- на стеллаже отведем место для детских книг (слушание книг и
рассматривание иллюстраций дает мощный импульс развитию ребенка).
Чтобы игровой материал стимулировал дальнейшее развитие ребенка,
необходимо в 4-5 лет пополнить игровой уголок (убрав те игрушки, которые
ребенок явно перерос):
- для сюжетной игры настольные макеты – кукольный дом (для девочки),
крепость (для мальчика) с набором мелких животных, человечков, утвари,
транспортных средств, наборов солдатиков и роботов, что позволит ребенку
выстроить «игровой мир»;
- для конструирования надо обзавестись кнопочным конструктором типа
«Лего»;
- мозаика, пластилин, бумага, карандаши не теряют своей развивающей
ценности, но их необходимо дополнить раскрасками, альбомами с образцами
поделок, рисунков, стимулирующих ребенка к копированию образцов и
собственному творчеству;
- для исследовательской деятельности понадобятся разнообразные наборы
сюжетных картинок («история в картинках»), лото с более сложным
содержанием и, самое главное, должны появиться материалы для освоения
письма и счета: магнитная азбука, касса букв и цифр, развивающая
математическая тетрадь;
- нужны и более сложные настольные игры.
Современное общество потребления с рекламой на каждом шагу
навязывает слишком много ненужного. Как противостоять этому, избежать
соблазнов?
Прежде всего, не приучать ребенка глазеть на витрины. Если идти с ним в
магазин игрушек, то уже целенаправленно – за заранее обсужденной,
выбранной и «вымечтанной» игрушкой.
Надо иметь в виду, что избыток игрушек плохо сказывается на развитии
ребенка, необходима развивающая среда, а не пресыщающая его.
Время от времени стоит вместе с ребенком заняться расчисткой игрового
уголка. Старые изношенные игрушки выбросить, что-то отвезти на дачу,
раздарить или отправить на антресоли.
Если у ребенка есть своя комната, можно дополнить игровой уголок
материалами и оборудованием для развития двигательной активности:
набором кеглей, скакалкой, мячами разных размеров, небольшим спортивным
комплексом.
Подбирать игрушки для ребенка следует с учетом следующих принципов:
1) игрушки должны обеспечить возможность развернуть
полноценную игру;
2) игрушки должны соответствовать возрастным особенностям
игровой деятельности (игра ребенка 2-х лет – не то же самое, что
игра ребенка 6 лет);
3) игрушки должны соотноситься с полом ребенка, иначе может
произойти нарушение полоролевой идентификации.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.