Консультация для родителей "Чтение художественной литературы в кругу семьи"
Консультация для родителей
"Чтение художественной литературы в кругу семьи"
Как вы думаете, что было бы с детьми, если бы им никто и никогда не рассказывал сказок?.. А не кажется ли вам, что сегодня таких детей становится все больше и больше! Мы перестали рассказывать детям сказки, легко заменив эту процедуру, требующую от взрослых дополнительного времени, душевных сил и терпения, телевизором, компьютером!
Слушая сказку, малыш наблюдает за взрослым, его мимикой и жестами. А между тем, для эстетического развития малыша крайне важно, чтобы он приобрел способность художественный образ «без посредников».
Не отсюда ли берут свое начало проблемы в общении, которые существуют у многих детей, проблема отсутствия между ребенком и взрослым и, как следствие – возникновение отчуждения, той самой пропасти, которая увеличивается год от года в семьях, где не поддерживается тепло семейного очага, где игнорируется принцип «глаза в глаза».
Произведения художественной литературы раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомят его. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.
Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.
И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений по поводу прочитанных произведений. Родитель должен помнить: излишнее морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.
При пересказе литературных произведений (сказки, рассказы) ребенок учится связно, последовательно и выразительно передавать интонационные средства выразительности в диалогах и для характеристики персонажей.
В процессе изучения художественной литературы можно использовать самые разнообразные методы и приемы:
Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры – драматизации, настольной инсценировкой. Эти же методы применимы для обучения рассказыванию.
Речевой образец – правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Речевой образец преподносят детям подчеркнуто, громко, неторопливо.
Повторение – преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала взрослым, индивидуальные повторения ребенком, совместное повторение (взрослого или двух детей), а также хоровое.
Объяснение – раскрытие сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяется этот прием в словарной работе.
Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы оценка повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение.
Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) – «кто? какой? где? как?» и поисковыми, требующие установления связей и отношений между явлениями – «почему? зачем? чем похожи?». Наглядные приемы – показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения).
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.