Характеристика физического и психического развития детей шестого года жизни
ОТ 5 ДО 6...
Физическое развитие. На шестом году жизни в физическом развитии ребенка происходят существенные изменения. Масса тела увеличивается примерно на 200 грамм в месяц, длина тела – на 0,5 см. Рост достигает в среднем 116 см, масса тела – 21,5 кг, окружность грудной клетки – 56 – 57 см.
Значительно увеличивается подвижность, ребенок успешно овладевает основными движениями.
Социально-нравственное и личностное развитие. Развивается волевая сфера: становится возможным ограничение своих желаний, постановка определенных целей, преодоление препятствий, стоящих на пути достижений этих целей, правильная оценка результатов собственных действий. Проявляется стремление управлять собой и своими поступками, умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам. Ребенок шестого года жизни понимает смысл задачи, поставленной взрослым (воспитателем, родителем и др.), самостоятельно выполняет указания, направленные на способ выполнения задания.
Совершенствуется сюжетно-ролевая игра, в которой воспитанник отображает события общественной жизни, часто далеко выходящие за рамки его опыта. Дети уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Однако при распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
Познавательное развитие. Внимание становится более устойчивым. Заучивая стихи, тексты, считалки, ребенок намеренно их повторяет.
Ребенок оценивает не только свойства предметов, но и их разновидности: чувствует характер, настроение произведений литературы, музыки и изобразительного искусства, различает их жанровые особенности, форму, выразительно-изобразительные средства (выразительность интонации, образные слова и выражения, темп, ритм, динамику, тембр, композицию, цвет).
Ребенок не только выделяет общие свойства предметов и явлений, но и устанавливает простые зависимости между ними (например, отношения последовательности явлений во времени, равенства и неравенства совокупностей, взаимного расположения предметов в пространстве, отношение части и целого и т.д.). Рассуждает о наблюдаемых фактах, строит элементарные умозаключения.
Существенные сдвиги происходят в умении ориентироваться в пространстве. Воспитанник уверенно определяет направление в пространстве, взаимное расположение предметов в обозримых пространственных ситуациях, замечает изменения в оформлении и оборудовании помещений. Закрепляются представления о последовательности времен года, усваиваются представления о времени суток («вчера», «сегодня», «завтра»).
Речевое развитие. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Совершенствуется грамматический строй речи. Ребенок использует практически все части речи, активно занимается словотворчеством. Ребенок может пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Большинство детей шести лет правильно произносят все звуки родного языка (шипящие, свистящие и сонорные), многие специфические звуки белорусского языка. Отмечается активизация интереса к сказкам как передачи жизненного и морального опыта людей.
Художественное и эстетическое развитие. Рисунки приобретают сюжетный характер. Достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Ребенок использует и называет различные детали конструктора, может заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала, овладевает обобщенным способом обследования образца, способен выделять основные части предполагаемой постройки.
Новообразования, возникшие в этом периоде, дают ему возможность перейти на следующую возрастную ступень развития.