03.02- 07.02- тема недели: "Дом и его части"
Цель: развитие лексико-грамматических средств языка, развитие самостоятельной фразовой речи
ТЕМА: «ДОМ и его части»
Уважаемые родители!, Рекомендуем Вам:
- рассмотреть дом, в котором вы живете. Назвать все его части: крыша, чердак, подъезд, лестница, двери, окна, рамы, лифт, балкон, этаж.... Сравнить свой дом с другими домами (загородный, частный, городской).
Что бывает в каждом доме, а что не в каждом.
- сосчитать, сколько этажей в вашем доме, в соседних домах, в детском саду. Сравнить дома по количеству этажей. Показать изображения небоскребов, рассказать, сколько в них этажей.
- найти в своем доме и назвать деревянные, стеклянные, кирпичные детали. Поиграть в игру «Самый внимательный» - кто найдет и назовет больше деталей из разных материалов.
- подумать, какие помещения могут быть в разных домах. В жилом доме есть квартиры, подвал, могут быть гаражи; в детском саду – группы, спальни, спортзал, музыкальный зал ....
- объяснить ребенку, как строят дом, как роют котлован, строят фундамент, возводят стены; какие материалы нужны для строительства дома: кирпичи, цемент, бетон, дерево, краска, металл..
- рассказать про людей, которые работают на стройке: строитель, бетонщик, каменщик, плотник, штукатур, маляр, водопроводчик, электрик, водитель, прораб, архитектор....
- вспомнить какие машины и инструменты необходимы строителям: экскаваторы, бульдозеры, подъемный кран, мастерок, пила, дрель, кисти…
- Напомнить ребенку домашний адрес
Словарь ребенка должен включать слова: дом, этаж, лифт, лестница, ступенька, крыша, труба, пол, потолок, дверь, окно, комната, балкон; кухня, ванная, спальня, гостиная; вход/выход; большой, маленький, высокий, низкий, кирпичный, деревянный, каменный, новый, многоэтажный, красивый и т.д.
Рекомендуем дидактические игры и упражнения, в которые можно поиграть дома
с Вашим ребенком, закрепляя знания по данной теме:
«Скажи наоборот» (поиск антонимов)
Высокий — низкий, твёрдый – мягкий, гладкий – шершавый, светлый – тёмный, одноэтажный — многоэтажный, надёжный – ненадёжный, далекий — близкий, быстрый — медленный, громкий — тихий, широкий — узкий, толстый — тонкий, красивый — страшный, большой — маленький, новый — старый, белый — черный.....
«Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами) Дом — домик, потолок — потолочек, балкон – балкончик, замок - замочек
дверь — дверочка, дверка, дверца; комната — комнатка, комнатушка; окно - окошко, окошечко; квартира — квартирка, рама — рамка, рамочка, стена — стенка, стеночка, балкон — балкончик, бревно — бревнышко, лестница — лесенка, звонок — звоночек, крыша — крышка, крышечка, порог — порожек.
«Один — много» (образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах)
Пол — полы — много полов, рама — рамы — много рам, комната — комнаты — много комнат, стена — стены — много стен, этаж — этажи — много этажей (многоэтажный), подъезд — подъезды — много подъездов, балкон — балконы — много балконов, бревно — бревна — много бревен, окно — окна — много окон, форточка — форточки — много форточек, лестница — лестницы — много лестниц, дверь — двери — много дверей, звонок — звонки — много звонков, крыша — крыши — много крыш, труба — трубы — много труб, антенна — антенны — много антенн, подвал — подвалы — много подвалов, замок — замки — много замков.
«Этажи» (образование относительных прилагательных) Если в доме один этаж, мы говорим, что дом одноэтажный. Два этажа — дом … три этажа — дом … пять этажей — дом …. десять этажей — дом …
Если в доме так много этажей, что трудно посчитать, мы говорим, что дом - …...
«Мы считаем» (образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах)
Одна комната — две комнаты — пять комнат,
одна большая комната — две большие комнаты — пять больших комнат,
один дом — два дома — пять домов,
один многоэтажный дом — два многоэтажных дома — пять многоэтажных домов,
одно окно — два окна — пять окон и т. д.
(квартира, стена, крыша, балкон, лоджия, ступенька, труба, подъезд, подвал, лифт)
«Чей? Чья? Чьё?» (согласование существительных с личными местоимениями)
Моя — лоджия, рама, форточка, лестница, крыша, труба, антенна...
мой — этаж, дом, подъезд, балкон, лифт, звонок, чердак, подвал, замок, порог...
Мое — окно, бревно....
«Назови, какой?» (образование относительных прилагательных) (дать полный ответ)
Дом из бревен. Какой? Дом из бревен — бревенчатый дом. Дом из камня. Какой? ...
Дом из кирпича. Какой? … Крыша из железа. Какая? … Окна из стекла. Какие? ...
Пол из дерева Какой? … Труба из кирпича. Какая? … Фундамент из бетона. Какой?
Дом из соломы . Какой?
Предложите ребенку отгадать загадки о доме и его частях:
Не лает, не кусает, Одной ручкой всех встречает, Что за кнопочка? Нажал, |
Он такой же, как и пол, Без шофера, без колес, |
Друг на дружке ровно в ряд Растянулась, как гармошка, Чудо-печка под окошком. (Батарея) |
Литература для чтения:
- А.Л. Барто «Дома»
- Сказка «Три поросенка»
- С.Я. Маршак «Дом, который построил Джек»
- К. Мурзалиев «Твой дом»
- А. Усанова «Строители»