Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Консультация "Тренируем пальчики - развиваем речь"

Дата: 16 октября 2021 в 22:54, Обновлено 16 октября 2021 в 23:31
Автор: Левко И. Н.
129 просмотров

«Тренируем пальчики-развиваем речь!»

«Ум ребенка находится на конце его пальчиков» Сухомлинский.

    Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Для определения уровня развития речи логопедами давно был разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе, и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу,- с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. Что же делать? Как помочь ребенку?   С полутора лет ребенка надо учить застегивать пуговицы, манипулировать со шнурками. И лучше всего начинать тренировать эти навыки на специально приготовленных кусочках ткани, например, с пришитыми пуговицами разных размеров и соответствующими по размерам петлями. Так же надо начинать и шнуровку, используя подручный материал или с помощью приобретенных в специализированных магазинах пособий. В этом же возрасте пора брать в руки карандаш и использовать его по назначению. В два годика подарите ребенку конструктор «Лего», хорошо, если он станет другом вашего малыша на долгие годы. С двух с половиной лет познакомьте малыша с мозаикой - это чудесное изобретение будет сопровождать его на протяжении всего дошкольного возраста. В три годика пора «подружиться» с ножницами и пластилином и способами работы с ними. И именно в этом возрасте малыш должен уметь показывать три пальчика отдельно друг от друга. К четырем с половиной годам чадо должно уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур. К старшему дошкольному возрасту ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами. Хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. Каждый пaльчик ребенка к школе должен быть «самостоятельным» и ловким. А помочь сформировать эти умения и навыки, развить ловкость детских ручек, а значит, и интеллектуальные способности ребенка призваны ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.

team

Упражнение с подставкой под горячее.

«Прогулка». «Ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно.

Кто идет?

Идет собака, кот идет,
Еще часы идут вперед,
И дождь идет, и град...
Хоть на столе стоят.
Л.Г. Парамонова

Упражнение с пельменницей. Поверхность пельменницы, похожа на соты. Двумя пальцами (указательным и средним) изображаем пчелу, летающую над сотами:

Пальцы как пчёлы, летают по сотам
Хватит ли мёда всем нам до весны?
И в каждую входят с проверкою: что там?
Чтобы не снились голодные сны?

Упражнение с круглой щёткой для волос. Берём круглую щётку для волос. Катаем щётку между ладонями, приговаривая:

У сосны, у пихты, ёлки
Но ещё сильней, чем ельник,
Очень колкие иголки.
Вас уколет можжевельник.

Массаж подушечек пальцев. «Дружные пальчики». Большой палец становится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая её. На каждую строчку стиха – разминание подушечки одного пальца.

Этот пальчик маленький, мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит, никогда его не бросит.
Ну, а этот – средний, длинный, он как раз посередине.
Этот – указательный, пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный, среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся, вместе дело спорится.

Упражнения с крупой. Берём яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпаем по подносу любую мелкую крупу. Проводим пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем позволим ребенку самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны и т.д.).

Упражнения с пуговицами. Подбираем пуговицы разного цвета и размера. Сначала выкладываем рисунок сами, затем просим детей сделать тоже самостоятельно. После того как дети научатся выполнять задание без нашей помощи, предложим им придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

«Сухой пальчиковый бассейн» Насыпаем в большую ёмкость с низкими бортиками 1кг гороха или фасоли. Запускаем туда руки и месим тесто, приговаривая:

Мы тесто месили, мы тесто месили,
Но сколько ни месим, но сколько ни мнём,
Нас тщательно всё промесить попросили,
Комочки опять и опять достаём.

Упражнение с горохом.

Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.

В миску насыпали горох
Устроив там переполох,
И пальцы запустили,
Чтоб пальцы не грустили.

Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладываем горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берём горошину и удерживаем её остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берём следующую горошину, потом ещё и ещё – так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками. После двустишия - смена рук. Каждая горошинка берётся на ударный слог (всего понадобится 16 штук).

С блюдца я беру горошки,
И полны мои ладошки-
Словно птица клювом крошки.
Руки держат все горошки.

Упражнение с грецкими орехами. Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

Научился два ореха
Это в школе мне поможет
Между пальцами катать.
Буквы ровные писать.

Упражнение с шестигранными карандашами. Можно пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю,
Непременно каждый пальчик
Между пальчиков верчу.
Быть послушным научу.

Упражнение с крышками. Две крышки от пластиковых бутылок кладём на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.

Тоже самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Упражнение с бельевой прищепкой. Бельевой прищепкой (проверяем её, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги) от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха.

Сильно кусает котёнок глупыш,
Но я же играю с тобою, малыш,
Он думает это не палец, а мышь (смена рук.)
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Научите детей брать прищепки нужного цвета тремя пальцами – большим, указательным и средним и прикреплять их к картонке (из картона сделайте заготовки фигурок). Придумайте (или найдите) стихи.

Упражнение с верёвкой. «Все узлы переберу». Завязываем на веревке 8-16 ощутимых узлов и натягиваем горизонтально, либо связываем концы веревки. Ребенок проговаривает строки, хватаясь за узел на каждый ударный слог.

Я хватаюсь за веревку
За узлы ее беру
Правой ловко, левой ловко.
И играю поутру.

Можно перебирать веревочки с узлами, называя по порядку день недели, месяцы, гласные звуки.

Упражнение с бусами. Перебирать бусы, считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке).

Дома я одна скучала,
Бусы я перебираю,
Бусы мамины достала.
Свои пальцы развиваю.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.