Особенности детей с тяжелыми нарушениями речи
Особенности детей с тяжелыми нарушениями речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование всех основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.
У детей с ОНР значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм (неправильное построение предложений, ошибки в речи), недостаточность звукопроизношения и восприятия звуков речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает.
Также у детей с ОНР отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. У детей снижена словесная память. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Такие дети часто болеют, чувствуют недомогание, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы (плохая координация движений, неуверенность в выполнении движений, снижением скорости и ловкости выполнения). Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (мышцы «непослушны»).
При дизартрии имеются отдельные искажения звуков, замены и пропуски звуков, «смазанная речь», страдает темп, выразительность, модуляция (изменение высоты и силы голоса), в целом произношение становится невнятным.
У детей с дизартрией повышена эмоциональная возбудимость и истощаемость. В дошкольном и школьном возрасте они двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые склонны бросаться на пол и кричать, добиваясь желаемого. Некоторые дети пугливы, заторможены в новой обстановке, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки.
Движения детей с дизартрией недостаточно координированы, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности.
При дизартрии отмечаются слабая память, недостаточное внимание, замедленный темп развития мышления, трудности в определении пространственной ориентировки. Дети с трудом понимают стороны лево-право, дни недели, месяцы, поры года.