Характеристика и понятие "сказка"
Сказ - народное эпическое повествование, например о народных героях, в литературоведении: повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица.[ Литературный энциклопедический словарь / Под общ. Ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева.-М.: Советская энциклопедия, 1987. - 383с.
Сказка - повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.[Литературный энциклопедический словарь / Под общ. Ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 383с ]
Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века в сказках видели «одну забаву», достойную низших слоев общества или детей, поэтому сказки, публиковавшиеся в это время для широкой публики, часто переделывались и переиначивались согласно вкусам издателей. Приблизительно в это же время в среде русских литературоведов зреет интерес именно к подлинным русским сказкам как к произведениям, могущим стать фундаментом для изучения т.н. «настоящего» русского народа, его поэтического творчества, а значит и могущим способствовать формированию русского литературоведения. В то время считалось, что формирование национальной литературной школы возможно только в условиях существования литературы «подлинно народной», для этого, собственно, и нужно было разобраться, что же за истоки у русской духовности, у русского национального характера.[ Русские литературные сказки /Сост. Н.А. Листиковой.- М. Просвещение, 1990.- 15с]
Волшебные сказки - важная составная часть русского фольклора. В них нашли свое отражение как древнейшие мифологические представления, так и исторически существовавшие институты, в том числе институты семьи и брака. Тема семейных отношений, так или иначе, рассматривалась в работах многих фольклористов.
Сказка, один из основных жанров устного народно - поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаичное художественные произведения волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. С. называют различные виды устной прозы, отсюда разнобой в определении ее жанровых особенностей. От других видов художественного эпоса сказка отличается тем, что сказочник рассказывает её, а слушатели воспринимают, прежде всего, как поэтический вымысел, игру фантазии. Это, однако, не лишает сказки связи с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов.
Во многих сказках нашли отражение первобытные общества, отношения и представления, тотемизм, анимизм и др. Для сказки сложившихся при феодализме, характерны такие образы, как царь, царевич, рыцарь, король. В эпоху капитализма увеличивается интерес сказочников к теме денег, торговли; в сказки изображается контраст бедности и богатства, все сильнее звучат мотивы массового антагонизма. Тем не менее, сказка оптимистична: добро здесь почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение, нередко осмеиваются. В настоящее время одни сказки продолжают свою жизнь в книге, другие уходят из народного быта, либо становятся достоянием детей, третьи продолжают интересовать взрослых слушателей. В сказке народов мира много общего, что объясняется сходными культурно-историческими условиями их жизни. Вместе с тем сказки обладают национальными особенностями, отражают уклад жизни того или иного народа, его труд и быт, природные условия. Сказочники привносят в исполняемые ими сказки свои индивидуальные черты, поэтому большинство сказок известно во многих вариантах. Сказочники, рассказчики сказок, владеющие большим или меньшим сказочным репертуаром. Рассказывая традиционную сказку, вносят в нее новые черты, меняют ее в зависимости от степени своей одаренности, запросов аудитории. Сказки отличаются друг от друга составом репертуара, идейной направленностью, например в советское время.[Русские литературные сказки / Сост. Н.А. Листиковой.- М. Просвещение, 1990.- 18с]
Можно выделить наиболее характерные группы сказок каждая из которых имеет особую структуру. Сказки о животных занимает видное место в фольклоре народов Севера СССР, Сев. Америки и особенно Африки. Часть их возникла, очевидно, в доклассовом обществе и была связана с тотемизмом. С течением времени они теряли свой мифологический и магический характер, приближаясь к нравоучительной басне. Некоторые из волшебных сказок также первоначально были связаны с мифами и имели магическое значение. Мировое распространение получили волшебные сказки о змееборстве, о мачехе и падчерице, о добывании чудесных предметов и др. Волшебные сказки всех народов отличаются богатой словесной орнамен-тикой, им свойственны затейливые присказки и концовки, повторы и т. д. Авантюрные сказки излагают необыкновенные приключения героя, трактуя их обыч-но без волшебной фантастики. Герои этих сказок проявляют гибкий ум, находчивость,ловкость. К ним примыкают и сказки об исторических деятелях. Бытовые сказки часто отличаются острой социальной направленностью. Героем их обычно выступает бедный крестьянин, работник или солдат в хорошо знакомой сказочнику обстановке. Известны также сказки-небылицы, т. н. докучные сказки и др.
Народным сказкам посвящена большая научая литература. Представители мифологической школы в фольклористике изучали сказку как «осколок древнего мифа». Компаративисты интересовались главным образом совпадением сюжетных схем или отдельных мотивов в сказках разных народов и пытались установить пути распространения сказки. Сторонники антропологической школы создали теорию о единой бытовой и психологической основе самозарождения сказочных сюжетов. Современная фольклористика, опираясь на теорию марксизма-ленинизма, на работы рево-люционеров - демократов, М. Горького о народном творчестве, многое сделала в изучении взаимоотношений индивидуального и коллективного начал в сказке. Лучшие сборники сказок разных народов вошли в сокровищницу мировой литературы.
В советское время опубликованы многочисленные сборники сказок народов СССР. Выходит научно подготовленная серия «Сказки и мифы народов Востока». Сказки постоянно привлекают внимание писателей, широко использующих сказочные образы, темы и сюжеты, создающих литературные сказки. Таковы сказки А.С. Пушкина, А. Н. Толстого, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, пьесы-сказки Е. Л. Шварца, А.И. Лагина и др. Примером сатирического использования возможностей сказки являются сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, к образам и сюжетам сказки обращаются также художники и композиторы.[ Русские литературные сказки / Сост. Н.А. Листиковой.- М. Просвещение, 1990.- 44с]
3.Определение жанра сказок и история его развития
Жанр (от франц. genre -- род, вид) - форма, в которой проявляются основные роды литературы, т. е. эпос, лирика, драма, и их разновидности. Например, в эпосе -- былина, сказка, роман, повесть и т. д.; в драме -- трагедия, комедия.[ Литературный энциклопедический словарь /Под общ. Ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева.-М.: Советская энциклопедия, 1987. - 113с ]
Некоторые из названных жанров в свою очередь могут иметь разновидности. Так, говоря о жанре сказки, можем отметить: волшебный, сатирический, авантюрный, бытовой (социальный), литературный.
В волшебных сказках отразилась народная мечта о покорении сил природы, мечта о счастливой жизни. Человек жил в сырой землянке, а мечтал о дворцах; с огромными трудностями пробирался через леса и болота, а думал о ковре-самолете и таких птицах, которые носили бы его по воздуху. Вся жизнь крестьянина была заполнена нелегким и малопроизводительным трудом, а он мечтал о том, чтобы за одну ночь можно было вырастить урожаи, обмолотить скирды хлеба, построить невиданной красоты мосты и дворцы. Все мечты трудового человека в сказке осуществлялись. Зло и несправедливость, горе и страдания -- все это побеждали сказочные герои. Они сражались с чудовищами, преодолевали многочисленные препятствия, но добивались своей цели.[ Селиванов Ф.М. Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников.- М.: Просвещение, 1972.-74с.]
Сказочные герои отважны и смелы, бескорыстны, настойчивы в достижении цели, добры и отзывчивы к чужому горю. Все лучшие качества, которыми наделяет народ своих героев, оказываются как раз причиной того, что они находят поддержку у добрых волшебников, обитателей чудесных миров. И, наоборот, жадные, завистливые, злые и неблагодарные люди бывают наказаны.
На первый взгляд, во многих бытовых сказках нет ничего необычного, вымышленного. Действие происходит в настоящей русской деревне или в городе. Там живут обыкновенные крестьяне или ремесленники, занимающиеся известным всякому русскому человеку трудом: пашут землю, плетут лапти, изготовляют и продают горшки. В столице правит царь. В селе есть помещик и поп. Крестьяне, как правило, бедны. Старик в сказке «Похороны козла» только тем и кормится, что плетет и продает лапти. В другой сказке («Хитрый мужик») крестьянин дожил до того, что «у него только и осталась одна овечка да две тыквы». Крестьянин, работая день и ночь, не может прокормить семью, поэтому и приходится ему самому или его сыновьям наниматься в работники, идти «на чужую сторону». Bсe это обычные картины жизни в России при крепостном праве и после его отмены.
Однако в этой обычной обстановке происходят самые невероятные истории. Мужик ищет утонувшую э реке жену вверх по течению. Поп сидит на тыквах, надеясь высидеть жеребят, и верит, что овечка может ловить волков; боярин понукает за горшок денег два пустых горшка, а потом везет горшечника на себе к. царю в гости. Деревенский барин подпирает плечом сосну, чтобы она не упала на озимь; Ловкий Кузька-вор крадет у помещика собаку, жеребца, деньги и даже жену, каждый раз выкручиваясь из самых безвыходных положений. Много всяких других забавных происшествий случается в бытовых сказках. Обычно в смешные положения попадают люди неумелые, ленивые, упрямые, суеверные. Старуха верящая, что ее сын после смерти живет на том свете, поплатилась своим небогатым имуществом. Жена, всегда поступающая наперекор мужу, тонет, но не желает слушать благоразумных советов.
Наиболее интересны среди бытовых сказок сказки о барах и попах. С усилением классового гнета, с постепенной утратой веры в сверхъестественное все большее значение приобретал не вымышленный враг из тридевятого царства, а стоящие над крестьянином помещик и поп.[Селиванов Ф.М. Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников.- М.: Просвещение, 1972.-75с.]
В сказках о животных, если зверек слабый и беззащитный, он обязательно должен победить. В волшебных сказках хороший, смелый и благородный человек, будь он царевич, купеческий или крестьянский сын, все равно одолевает врага. Новые, бытовые сказки дают иного героя. Для народа барин или поп настолько ненавистны, что они уже не могут стать положительными персонажами сатирической сказки. В сатирической бытовой сказке герой только человек из народал а место их противников занимают попы и помещики. Главная роль принадлежит крестьянину, батраку, солдату, мастеровому. Это умный, неунывающий, веселый и находчивый человек, который не теряется ни в каких сложных ситуациях и всегда одурачивает своего противника - попа или барина.
За всякую обиду со стороны барина мужик не остается в долгу. Отобрал помещик у крестьянина гусака - умный мужик найдет способ проучить обидчика, да еще в придачу денег взять. В жизни барину не приходится трудиться, своими руками добывать кусок хлеба, поэтому он неопытен и бестолков, совсем несведущ в житейских делах.
Сатирические сказки утверждали умственное и моральное превосходство простого человека над угнетателями.
Каждому жанру устного народного творчества присущи свои художественные средства и приемы, своя поэтическая форма. Сказка отличается от родственных ей эпических устных жанров - былины и исторической песни - тем, что она не поется, а рассказывается, иначе говоря, имеет прозаическую форму. Для всех рассмотренных видов сказок характерны свои типы действующих: лиц, конфликты, тематика. Своеобразие содержания определяет их различия в манере рассказывания, в языке, в сюжетно-композиционном строении[ Селиванов Ф.М. Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников.- М.: Просвещение, 1972.-75с.].
Тексты бытовых сказок насыщены острыми, динамичными диалогами. Стиль сказок богат и разнообразен. Он в зависимости от содержания то добродушно-насмешливый, то шутливо-иронический, то остросатирический.
Наиболее сложны по строению и стилю волшебные сказки. Героям приходится преодолевать одно препятствие за другим, и каждое более трудное, чем предыдущее. Стиль волшебной сказки торжественно-приподнятый, отличается красочностью, насыщенностью постоянными выражениями и оборотами. Почти каждая сказка начинается словами: «В некотором царстве, в некотором государстве, а заканчивается так: «...стали жить-поживать да добра наживать» или: «...на том пиру и я был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало» (зачин и концовка). В тексте постоянно встречаются обороты: долго ли, коротко ли; близко ли, далеко ли; ни в сказке сказать, ни пером описать и др.
Лучшие свойства русского языка - меткость, краткость, точность,- образность -- нашли в сказках яркое воплощение. А. С. Пушкин советовал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка».
Для изображения порожденных жизнью конфликтов в сказках используется фантастический вымысел. Несмотря на различия в содержании и форме, все виды сказок сходны между собой наличием в них этого вымысла. Действующие лица сказок никогда не жили, а сказочных происшествий на самом деле никогда не было.
И все-таки сказки в какой-то степени правдивы. Эта правдивость заключается не только в том, что в сказках верно изображаются некоторые детали быта, крестьянских работ, человеческого поведения. Ее следует понимать более широко, а именно в смысле правдивого отражения духовной жизни народа, на определенных этапах его развития. Сказка, пока она создавалась в народной среде, была тесно связана с жизнью народа, его интересами и идеалами.
Сказки занимали значительное место в жизни трудового человека[ Русские литературные сказки /Сост. Н.А. Листиковой.- М. Просвещение, 1990.- 122с.]. Герои сказок, воплотившие в себе лучшие качества народа и осуществлявшие различными способами его мечты и желания, воспитывали в человеке его достоинства, пробуждали надежды и стремления к жизни лучшей, счастливой, красивой. Сказки помогали разбираться в сложности человеческих отношений, видеть в жизни хорошее и плохое, разоблачали подлость и трусость, ложь и предательство, ханжество и лицемерие.
За домашними работами в долгие зимние вечера, при свете лучины люди, слушая сказки, уносились в мир чудес, переживали и радовались, сочувствовали герою и ненавидели его врагов. И, может быть, при повествовании о каком-нибудь злодее или предателе, обманщике или трусе слушатели сравнивали их с известными им подобными людьми. Сказки задевали и слушателей, как позднее печатное слово разило многих читателей.
Свидетельства о бытовании сказок прослеживаются почти с самого начала письменности на Руси. В XVII веке на основе сказочных источников были созданы известные сатирические повести о Ерше Ершовиче, Шемякином суде, Куре и Лисице. Со второй половины XVIII века сказки в исправленном, «облагороженном» виде начинают печататься в книгах. Лишь в середине XIX века появляется первое собрание подлинно народных русских сказок. Это был знаменитый сборник А. Н. Афанасьева. После нею печатались в другие сказочные собрания, но афанасьевский сборник до сих пор считается одним из лучших. Сказки записываются и издаются и в наше время.