ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ,
НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«КТО ГОВОРИТ?»
Цель: развивать внимание к партнеру, слуховое восприятие.
Дети стоят в полукруге. Один ребенок – в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать , кто обращался к нему. Тот, кого ребенок узнал, занимает его место.
«УГАДАЙ, КТО ЭТО»
Цель: развивать внимание, наблюдательность.
Упражнение выполняется в парах. Один ребенок (по договоренности) закрывает глаза, второй – меняется местом с ребенком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошел, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнера.
«ПОЖЕЛАНИЕ»
Цель: воспитывать интерес к партнеру по общению.
Дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или др.), высказывают друг другу пожелания. Например, «Желаю тебе хорошего настроения», «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас» и т. д.
«КОМПЛИМЕНТЫ»
Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.
Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.
Дети стоят в кругу. В качестве ведущего – педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч – ребенок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:
- Моя любимая игрушка…
- Мой лучший друг…
- Мое любимое занятие…
- Мой любимый праздник…
- Мой любимый мультфильм…
- Моя любимая сказка…
- Моя любимая песня…
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ
ВХОДИТЬ В КОНТАКТ, ВЕСТИ ДИАЛОГ
«ЛАСКОВОЕ ИМЯ»
Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, «волшебную палочку»). При этом называют друг друга ласковыми именами (например, Танюша, Аленушка, Димуля и т. д.). Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.
«РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ»
Цель: развивать умение вести диалог по телефону на соответствующую тему.
Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).
«О ЧЕМ СПРОСИТЬ ПРИ ВСТРЕЧЕ»
Цель: учить детей вступать в контакт.
Дети сидят в кругу. У ведущего – эстафета (красивая палочка, мяч и т. п.). Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков – сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребенок задает вопрос, другой отвечает (Как живете?» - «Хорошо». «Как идут дела?» - «Нормально». «Что нового?» - «Все по-старому» и т. д.). Дважды повторять вопрос нельзя.
«ВОПРОС - ОТВЕТ»
Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера.
Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч в партнера. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т. д. («Какое у тебя настроение?» - «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» - «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» - «Ловишки» и т. д.).
«ПРОЩАЙ»
Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.
Дети сидят в кругу и, передавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, еще увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо и т. д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнеру в глаза.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ
НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
«КАК ГОВОРЯТ ЧАСТИ ТЕЛА»
Цель: учить невербальным способам общения.
Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи:
- как говорят плечи «Я не знаю»;
- как говорит палец «Иди сюда»;
- как ноги капризного ребенка требуют «Я хочу!», «Дай мне!»;
- как говорит голова «Да» и «Нет»;
- как говорит рука «Садись!», «Повернись!», «До свидания».
Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.
«ЗООПАРК»
Цель: развивать невербальные способы общения.
Каждый из участников представляет себе, что он – животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2-3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т. д. Остальные дети угадывают это животное.
«СДЕЛАЙ ПОДАРОК»
Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.
Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет «в подарок». Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.
«ДЕНЬ НАСТУПАЕТ, ВСЕ ОЖИВАЕТ…»
Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.
Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору «ведущего» отдельные участники «отмирают» и придуманным способом оправдывают позу.
«ЗДОРОВАЕМСЯ БЕЗ СЛОВ»
Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.
Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т. д.). Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.