Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Как восстановить доступ к сайту?
Голосование
Какими главными качествами должен обладать хороший педагог дошкольного учреждения?
Всего 178 человек
Голосование
Дополнительные занятия в каком направлении для вашего ребенка наиболее актуальны?
Всего 181 человек
Голосование
Голосование
Всего 251 человек

Практический материал: речевые упражнения

Дата: 7 декабря 2015 в 13:56, Обновлено 7 декабря 2015 в 14:26
Автор: Зайка Г. В.

ВЕТЕРОК
 

  Возьмите небольшой тонкий листок бумаги (5х10 см) зеленого цвета и нарежьте 12-15 узких полосок. Привяжите их ниткой к карандашу, скажите малышу: «Пусть это будет дерево с листочками. Когда ветер дует, то листочки колышутся вот так…» (дует на листочки). Взрослый еще раз показывает, как надо дуть, затем предлагает ребенку сделать так же.

 

ЗАДУЙ УПРЯМУЮ СВЕЧУ

 

Дети держат в правой руке цветные полоски бумаги в форме свечи. Левая ладонь лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начинать медленно, постепенно выдыхать – «гасить свечу», произнося «ф». Педагог определяет, чья свеча была самая упрямая.

 

КАПИТАНЫ

 

   Цель. Чередование длительного плавного и сильного выдоха. Активизация мышц губ.

   Оборудование. Таз с водой и бумажные кораблики.

   Описание игры. Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы как для звука «ф». Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п» губы складываются как для звука «п». Или дуть, вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек.

   Нужно пригнать кораблик к определенному месту.

 

ПУЗЫРЬ

 

    Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация и дифференциация звуков с-ш.

    Описание игры. Дети стоят, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. «Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, оставайся такой, да не лопайся», дети поднимают голову и отходят назад. По сигналу «пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося «с» (или «ш»), подражая выходящему воздуху.

 

МУХИ В ПАУТИНЕ

 

    Цель. Автоматизация звука «ж».

    Описание игры. Часть детей изображает паутину – образуют круг и опускают руки. Другие – изображают мух – жужжат, влетая в круг и вылетая из него. По сигналу дети, изображающие паутину, берутся за руки. Те, которые не успели выбежать из круга, попадают в паутину и выбывают из игры.

 

ПРОГУЛКА В ЛЕС

 

     I вариант. Дети прячутся за стульчиками («разбрелись по лесу»). Ведущий ищет и окликает играющих по очереди. Ребенок, услышав свое имя, поднимается, складывает руки рупором и произносит: «Ау!». Педагог добивается длительности выдоха, звучности голоса, точности артикуляции.

    II вариант. Дети сами окликают друг друга, произнося фразу на одном выдохе.

 

НАДУЙ ИГРУШКУ

 

   Цель. Развитие сильного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

   Оборудование. Надувные игрушки небольших размеров.

   Описание игры. Дети должны надуть игрушки, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.

 

ПРИЯТНЫЙ ЗАПАХ

 

   Цель. Развитие фразовой речи на плавном выдохе.

   Оборудование. Один душистый цветок или фрукты.

   Описание игры. Дети по очереди подходят к цветку и нюхают его. На выдохе произносят фразу: «Хорошо, очень хорошо, очень приятный запах, очень ароматный цветок» и т. д.

 

СОСЕДИ

 

    Цель. Правильное построение фразы. Совершенствование ориентации в пространстве.

   Описание игры. Дети называют своего соседа справа: «Я сижу с Вовой». Когда всех назовут, то по сигналу разбегаются по комнате. По сигналу садятся со своим соседом.

 

УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК

 

    Цель. Определить товарища по голосу. Развитие координаций движений.

   Описание игры. Играющие сидят, один стоит в центре, закрыв глаза. Один из играющих произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто назвал его.

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!

 

УЛИТОЧКА

     Цель. Узнать товарища по голосу.

     Описание игры. Водящий (улиточка) становится в центре круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка, высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару, кусочек пирога,

Угадай, кто я.

 

ЛЯГУШКА

    Цель. Узнать товарища по голосу.

    Описание игры. Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара, закричала…

Тот, на кого он указал, говорит: «Ква-ква-ква». Входящий определяет, кто лягушка.

 

УЛАВЛИВАЙ ШЕПОТ

    Цель. Развивать остроту слуха.

   Описание игры. Играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом отдает команды («руки вверх, в стороны» и т. д.). Постепенно, отходя все дальше, шепот становится менее уловимым.

 

ТЕЛЕГРАФ

      Цель. Обучение слоговому анализу слов.

     Описание игры. Педагог называет слова, а дети передают их «по телеграфу в другой город». Затем дети самостоятельно придумывают слова, которые надо передать по телеграфу.

 

КАКОЙ ЗВУК ПРОПАЛ В СЛОВЕ

 

Написал письмо я зайке,

Но забыл приклеить …арки.

         Своей младшей дочке Тосе

         Заплетает мама …осы.

                   Подарили нам игрушки,

                   Целый день стреляли …ушки.

                            Землю роет старый к…от,

                            Под землею он живет.

В зоопарке живет с…он,

Словно дом огромен он.

         Мама кукле шар… вязала,

         Ей Наташа помогала.

                  Серый вол… голодный, злой

                  Бродит по лесу зимой.

                            Нам темно, мы просим папу

                            Нам включить поярче ла…пу.

Прыгал птенчик по дорожке

И клевал большие к…ошки.

         Друг приехал из Полтавы

         Он привез письмо от …лавы.

                   На арену вышли …игры,

                   Мы от страха все притихли.

 

КАКОЙ ЗВУК ЛИШНИЙ В СЛОВЕ

 

Говорит Володя Коле,

Стройку получил я в школе.

          В нашем доме на окошке

          Сидят серенькие крошки.

                    Вадик спит и видит слон,

                    Что летит в ракете он.

 

НАЙДИ ОШИБКУ И НАЗОВИ СЛОВО ПРАВИЛЬНО

Ой, кричат вокруг хозяйки –

В огород забрались «майки».

         Доски на гору везем,

         Будем строить новый «ком».

                     Между гор издалека

                     Течет бурная «щека».

                               Мишка плачет и ревет:

                               Просит пчел, чтоб дали «лед».

Писем мы не написали,

«Тучку» целый день искали.

         Любопытные мартышки

         Собирают с елок «фишки».

                     Здесь хорошее местечко,

                     Протекает мимо «печка».

                                Слезы льются у Оксанки»,

                                У нее сломались «банки».

Стужа. Снег. Метут метели,

Темной ночью бродят «двери».

 

МЫШКА В НОРКЕ

(замени звук другим)

Мышка в норке росла,

Мышка грызла корки,

Только грызла тоска

Мышку в этой норке.

И решила от тоски:

«Я меняю «ы» на «и»!»

Получилось новое слово? (мишка)

Мишка в норке живет,

Мишка лапу сосет.

Косолапый тужит:

«Очень скудный ужин!

В этой норке тесно,

Жить неинтересно,

Как-то сыро и темно…

Я меняю «и» на «о».

Получилось новое слово «мошка».

Мошка в норке живет,

Мошка крошку сосет:

«Неуютно дома-

Целые хоромы.

От кровати до ворот-

Очень длинный перелет.

Это не годиться-

Я ведь вам не птица!

Нет ни в чем моей вины,

Я меняю «о» на «ы».

Мышка в норке сидит,

У нее довольный вид.

 

КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

 

    Цель. Развитие фразовой речи.

   Описание игры. Педагог дает задание ребенку: взять мишку и посадить в машину. Ребенок выполняет задание и говорит, что он делал.

 

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

 

Прочитать стихотворение и предложить ребенку повторить его в том или ином темпе, тихо или громко.

-Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем – в лес ходил.

С этим братцем – щи варил.

С этим братцем – кашу ел.

С этим братцем – песни пел!

 

ТИШЕ, ЖАБЫ

Тише, жабы, ни гу-гу –

Ходит цапля на лугу.

Чтобы не было беды,

Наберите в рот воды.

Дети читают стихотворение с различной громкостью и с использованием средств выразительности.

 

УСПОКОЙ КУКЛУ

 

    Цель. Развитие тембра голоса.

    Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. На руках у них куклы. Педагог говорит: «Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю свою куклу спать (качает, напевая звуком «а» мотив знакомой колыбельной песни). Дети по очереди, а потом вместе укачивают кукол.

 

ЭХО

 

   Цель. Активизация мышц губ и нижней челюсти. Развитие силы голоса.

   Описание игры. Педагог распределяет детей на две группы, одна группа говорит:

Мы в лес пойдем, грибов найдем.

Ребят мы громко позовем: «Ау! Ау!»

Никто не отзывается, лишь эхо откликается.

Вторая группа говорит очень тихо: «Ау!»

 

ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ

 

    Цель. Развитие высоты голоса и выразительности. Совершенствовать фразовую речь.

    Описание игры. Игра-инсценировка сказки. Козлята говорят тоненькими, высокими голосами, а волк – сначала грубым низким голосом, а потом более высоким.

 

КУКУШКА

 

     Программное содержание. Упражнять детей в чистом интонировании мелодии и отдельных интервалов. Формировать правильное дыхание, умение петь протяжно, напевно.

 

ТРУБА.

 

     Программное содержание. Упражнять в чистом интонировании мелодии и отдельных мелодичных ходов, построенных на интервалах: кварта вверх, малая терция вниз. Добиваться четкой артикуляции и правильного, ясного произношения слов.

 

ПАРОХОД ГУДИТ

 

        Программное содержание. Учить самостоятельно применять приобретенный музыкальный опыт – умение подобрать ритмический рисунок, придумать другую последовательность низких и высоких звуков.

 

КТО КОГО?

 

     Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти.

    Описание игры. Педагог ставит двух детей лицом друг к другу, которые одновременно протяжно произносят гласные звуки. Кто дольше тянет звук, тот выигрывает.

 

ПЕРЕБЕЖКИ

 

     Цель. Развитие силы голоса. Активизация мышц губ.

     Описание игры. Дети находятся в своих «домах» - кружки. Зовут друг друга, отзываются и меняются местами.

 

МАЛЕНЬКИЕ НОЖКИ БЕЖАЛИ ПО ДОРОЖКЕ

 

    Цель. Автоматизация звука «ш» в связном тексте.

    Описание игры. Дети бегут и приговаривают:

          Маленькие ножки бежали по дорожке.

Идут медленно и говорят:

       Большие ноги шли по дороге.

 

КОТ НА КРЫШЕ.

 

     Цель. Автоматизация звука «ш» в связном тексте.

    Описание игры. Один ребенок – кот, остальные подходят к нему и говорят:

          Тише, мыши, тише, мыши, кот сидит на нашей крыше.

          Мышка, мышка, берегись и коту не попадись.

После этого кот просыпается, говорит «мяу» и ловит мышек. Мышки произносят слова со звуком «ш».

            

ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК

 

       Цель. Активизация мышц языка.

       Описание игры. Педагог говорит: «Жил язычок в своем домике. Проснулся и огляделся. Выглянул за калиточку, потом посмотрел вниз, нет ли луж на земле. Понравилось ему на уличке и захотел он погулять. Устал и решил поесть, чтобы сил набраться. И стал молочко лакать, как кошечка. Наелся, а губки испачкал. Почистил губки, сначала верхнюю, потом нижнюю. Затем почистил зубки. И снова решил погулять. Увидел качели и решил покататься, затем решил покататься на лошадке. Устал и пошел в свой домик спать.  Закрыл калиточку».

 

ИГРА В ХОККЕЙ

 

     Цель. Активизация мышц языка.

     Описание игры. Педагог говорит: «Дети, вы знаете, как играют в хоккей? Вот мы и поиграем, только клюшкой будет язычок, шайбой – фасоль, а полем – рот.»

 

МАЯТНИК

 

     Цель. Активизация мышц языка.

     Описание игры. Педагог показывает часы-ходики и говорит: «Посмотрите, как у часов ходит маятник. Мы сейчас поиграем, маятником у нас будет язычок».

 

СЛОНИКИ

     Цель. Активизация мышц языка.

     Описание игры. Педагог показывает картинку, на которой нарисован слон и говорит: «Видите, какой у слоника хобот, а кто из вас может вытянуть губы хоботком? А теперь наши слоники будут пить воду своими хоботками, потом побрызгаем себя водичкой, поднимем хоботок вверх».

 

КТО ЛУЧШЕ СДЕЛАЕТ ДУДОЧКУ

          Цель. Активизация мышц языка.

          Описание игры. Педагог показывает картинку, на которой нарисована дудочка и предлагает сделать дудочку губами, вытянув их вперед. «Дудочка играет», «Дудочка молчит».

 

ЛИСА И ВОЛК

 

    Цель. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

    Описание игры. Один ребенок изображает лису, другой – волка.

   Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

ВОЛК. Лизавета, здравствуй!

ЛИСА. Как дела, зубастый?

ВОЛК. Ничего идут дела. Голова еще цела.

ЛИСА. Где ты был?

ВОЛК. На рынке.

ЛИСА. Что купил?

ВОЛК. Свининки.

ЛИСА. Сколько взяли?

ВОЛК. Шерсти клок – ободрали правый бок. Хвост отгрызли в драке.

ЛИСА. Кто отгрыз?

ВОЛК. Собаки.

ЛИСА. Жив ли, милый куманек?

ВОЛК. Еле ноги уволок. Как, кума, твои дела?

ЛИСА. На базаре я была.

ВОЛК. Что ты так устала?

ЛИСА. Уток я считала.

ВОЛК. Сколько было?

ЛИСА. Семь с восьмой

ВОЛК. Сколько стало?

ЛИСА. Ни одной.

ВОЛК. Где же эти утки?

ЛИСА. У меня в желудке.

 

ТЕРЕМОК

 

   Цель. Автоматизация свистящих и шипящих звуков.

   Описание игры. Игра-драматизация сказки «Теремок».

 

ДОЖДИК

 

    Цель. Автоматизация звука «к» в слогах и тексте.

   Описание игры. Педагог говорит: «Пошли мы гулять,  и вдруг начался дождик, забарабанил по крыше. Как капли закапали?»

Вспомним стихотворение:

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва –

Кап, кап, кап.

Дети сопровождают эти слова медленными хлопками.

Стали капли поспевать,

Капля каплю подгонять –

Кап, кап, кап (хлопки учащаются).

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем.

(поднимают руки, имитируя зонтик).

 

ГУСИ-ГУСИ

 

                 Цель. Автоматизация звука «г» в слогах и предложениях.

     Описание игры. Педагог показывает картинку. Гуси идут домой и гогочут: га-га-га… Дети: га-га-га. По пути попалась канава, стали гуси прыгать через нее: гоп-гоп-гоп.

     Второй вариант: выбираются пастух и волк.

ПАСТУХ. Гуси-гуси, вы откуда?

ГУСИ. Га-га-га, мы из дома.

ПАСТУХ. Гуси-гуси, вы куда?

ГУСИ. На луга, на луга.

ПАСТУХ. Есть хотите?

ГУСИ. Га-га-га.

ПАСТУХ. Ну, идите на луга.

Гуси ходят и щиплют травку.

ПАСТУХ. Гуси белые, домой. Серый волк под горой.

Гуси убегают, волк ловит гусей.

 

КУРЫ И ПЕТУХ

 

    Цель. Те же.

   Правила игры. Ведущий показывает на гуляющего петуха и говорит:

Петя в желтых сапогах ходит по песку,

А потом как закричит: «Кукареку!»

Выходите, курочки, собирайте крошки,

Много здесь есть крошек на моей дорожке.

   Куры выбегают, машут крыльями:

Куры крыльями махали: «ко-ко-ко».

Куры клювами стучали –

Дай нам, Петя, крошки, крошек не жалей.

Дай еще немножко, будет веселей. Ко-ко-ко.

    Выходит кошка, крадется к петуху и поет

Выйду, выйду на дорожку: мяу, мяу, мяу.

Там, где куры ищут крошки, мяу, мяу, мяу.

К петушку поближе подойду

И с собою в домик Петю уведу.

   Хватает петуха и уводит в домик. Куры убегают к себе.

   ВЕДУЩИЙ. Кошка ушла, пойдемте Петю спасем.

Куры громко закричали: ко-ко-ко.

И за Петей побежали: ко-ко-ко.

Выходи к нам, Петя, собирай здесь крошки,

Много здесь есть крошек на нашей дорожке.

   Выходит петух, становится в круг, и все пляшут:

Мы покушали все, Петя, а теперь, дружок,

Соберем скорее вместе мы большой кружок.

Покажи нам ножку, Петя, поскорей,

Покружись ты с нами, Петя, веселей!

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

 

Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.

Беззвучно, протяжно произносить гласные звуки.

Произнесение звуков голосом.

Слитно и протяжно произносить несколько звуков на одном выдохе.

Произнесение пословиц, поговорок, скороговорок, которые насыщены гласными звуками:
Мал, да удал.
Два сапога пара.
Нашла коса на камень.
Знай край, да не падай.
Каков рыбак, таковы и рыбка.
Лес рубят – щепки летят и т. д.

Чтение стихов с четким произнесением звуков «а», «я».

Чтение прозаического текста со звуками «а», «я».

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОДВИЖНОСТИ ГУБ.

 

Растяните губы в улыбке, не обнажая зубы.

Растяните губы в улыбке, обнажив зубы.

Губы в форме трубочки.

Произнесение гласных звуков.

Четкое произнесение слов.

Чтение пословиц, поговорок, скороговорок:
Друг за другом стой и выиграешь бой.
Один в поле не воин.
У елки иголки колки.
Волки рыщут, пищу ищут и т. д.

Чтение стихов и рассказов с активным участием в произнесении губ.

 

ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО

 

Цель. Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

Описание игры. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:

             Ну-ка, зеркальце, смотри!
             Все нам верно повтори!

             Встану я перед тобой,

             Повторяй-ка все за мной!

 

УЗНАЙ ПО ИНТОНАЦИИ

Цель. Воспитание выразительности речи и мимики.

Описание игры. Каждый ребенок по очереди изображает или больного, или сердитого, или удивленного, или веселого человека, произнося при этом коротенькие слова: «Ай-ай-ай, ой-ой-ой, Ах! Ах! Ах!, Ох! Ох! Ох!»

 

ПО РОВНЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ

Цель. Автоматизация звука «ш» в в связном тексте.

Описание игры. Дети ритмично шагают под слова:

           По ровненькой дорожке

           Шагают наши ножки,

           Раз, два, раз, два.

Затем прыгают на двух ногах:

           По камешкам, по камешкам.

Затем произносят «В яму бух» - присаживаются на корточки.

Затем текст изменяется:

           По ровненькой дорожке

           Устали наши ножки.

           Вот наш дом, там мы живем.

 

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

 

  1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.
  2. Беззвучно, протяжно произносить гласные звуки.
  3. Произнесение звуков голосом.
  4. Слитно и протяжно произносить несколько звуков на одном выдохе.
  5. Произнесение пословиц, поговорок, скороговорок, которые насыщены гласными звуками:
    Мал, да удал.
    Два сапога пара.
    Нашла коса на камень.
    Знай край, да не падай.
    Каков рыбак, таковы и рыбка.
    Лес рубят – щепки летят и т. д.
  6. Чтение стихов с четким произнесением звуков «а», «я».
  7. Чтение прозаического текста со звуками «а», «я».

 

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОДВИЖНОСТИ ГУБ.

 

  1. Растяните губы в улыбке, не обнажая зубы.
  2. Растяните губы в улыбке, обнажив зубы.
  3. Губы в форме трубочки.
  4. Произнесение гласных звуков.
  5. Четкое произнесение слов.
  6. Чтение пословиц, поговорок, скороговорок:
    Друг за другом стой и выиграешь бой.
    Один в поле не воин.
    У елки иголки колки.
    Волки рыщут, пищу ищут и т. д.
  7. Чтение стихов и рассказов с активным участием в произнесении губ.

 

 

 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.