Тема недели "Лес. Дикие животные" 12.03 - 16.03
Тема недели: «Дикие животные наших лесов»
Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов (иллюстрации зайца, белки, волка, медведя, ежа, кабана, рыси, лося, лисы, оленя, бобра, енота), отметить их внешние признаки;
Расскажите о том, где животные живут, чем питаются; закрепите в словарном запасе ребенка названия зверей и их детенышей; в качестве экскурсии посетите зоопарк.
Загадки.
Я, сознаюсь, виновата: я хитра и плутовата.
Я в курятник вечерком часто бегаю тайком. (Лиса)
Под соснами, под елками живет клубок с иголками. (Еж)
Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок. (Белка)
Серый байковый зверюшка, косоглазый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай и морковку ему дай. (Заяц)
Кто зимой холодной ходит злой голодный? (Волк)
Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
Дидактическое задание «Угадай, кто это?» (подобрать существительные к прилагательным).
Бурый, косолапый, неуклюжий, всеядный - ... .
Серый, зубастый, страшный, хищный - ....
Хитрая, пушистая, рыжая, хищная - ....
Маленький, длинноухий, пугливый, серенький/беленький - ....
Маленький, колючий, быстрый - …
Дидактическое задание «У кого - кто?» (упражняем в словообразовании существительного с помощью суффиксов):
медведь – медвежонок/медвежата
волк – волчонок/волчата
лиса – лисёнок/лисята
ёж – ежонок/ежата
лось – лосёнок/лосята
бобр – бобрёнок/бобрята
олень – оленёнок/оленята
рысь – рысёнок/рысята
белка – бельчонок/бельчата
Дидактическое задание «Назови маму» (упражняем в употреблении родительного падежа существительных):
у медвежонка мама медведица
у лисёнка мама лисица
у рысёнка мама рысь
у лосёнка мама лосиха….
Дидактическое задание «Кто где живет?» (упражняем в употреблении именительного падежа существительных).
Кто живет в норе? В норе живёт лиса.
Кто живет в берлоге? В берлоге живёт медведь.
Кто живет под кустом? Под кустом живёт заяц.
( в дупле – белка, в логове – волк)
Дидактическое задание «Чей хвост?» (упражняем в образовании притяжательных прилагательных) - желательно использовать картинки с изображением хвостов животных:
Вариант №1. Однажды утром звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца - хвост волка, у волка - хвост лисы, у лисы - хвост медведя... Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?»
Вариант №2. Упражнение «Измени слова по образцу»: нос лисы – лисий нос, лапы зайца – заячьи лапы след медведя – медвежьи следы, рога лося – лосиные рога Упражнение на координацию речи с движениями. Я как белка в колесе прыгаю на месте, Чтобы было веселей, поскакали вместе. Раз, два, три, четыре, пять - начал заинька скакать. Прыгать серенький горазд - он подпрыгнул десять раз. Ребенок совершает прыжки на месте. Под счет ребенок прыгает 5 раз. После слов «он подпрыгнул десять раз» ребенок прыгает 10 раз.
Составить описательный рассказ о диком животном нашего леса (по выбору) по плану:
Название животного. Где живет? Жилище. Внешний вид (части тела). Чем питается? Детеныши. Ознакомление с художественной литературой. - Вспомнить русские народные сказки, в которых упоминаются животные наших лесов. - Прочитать украинскую народную сказку "Рукавичка". Уточнить какую сказку она напоминает. ("Теремок") Что общего в этих сказках? В чем различие?- Прочитать сказку "Лиса и волк".
Упражнение "Посчитай" на согласование числительного с существительным.
Один волк, два волка, 3 ..., 4 ..., 5 ...
Одна волчица, две волчицы, 3 ..., 4 ..., 5 ...
Один волчонок, два волчонка, 3 ..., 4 ..., 5 ... И т.д.
Упражнения для пальчиков.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки (Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)
Лисичке - сестричке, Воробью, Синичке, Мишке толстопятому,
Заиньке усатому. (Загибать по одному пальчику, начиная с большого пальца)
Кому в платок, Кому в зубок, Кому в лапочку. (Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками)