Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Тема недели "Дымковская и филимоновская игрушка. Гжельская и хохломская роспись" 21.10 - 25.10

Дата: 20 октября 2019 в 21:04, Обновлено 20 октября 2019 в 21:36
Автор: Левко И. Н.
496 просмотров

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами. Родиной промысла является город Киров (ранее – Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города. Ежегодный спрос на глиняные свистульки и расписные шары, а также собственные залежи глины, пригодной для керамического дела, предопределили судьбу Дымковской слободы. Постепенно сложились особые приемы лепки и росписи, что сделало местные игрушки узнаваемыми и востребованными. Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее, мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства. При всей своей внешней простоте дымковская игрушка очень образна и выразительна. История хранит изображения первых изделий дымковских мастериц, которые были скорее условными, чем декоративными. Современные игрушки более разнообразны и художественны. Приверженцы промысла любят повторять, что не существует двух одинаковых фигурок. Все дымковские игрушки монолитны и даже монументальны. Они всегда расширяются книзу: дамы за счет пышных юбок, кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Такие формы обусловлены технологией изготовления. Вылепить фигурки на тонких длинных ногах практически невозможно, ведь необходимо сделать так, чтобы они не оседали под тяжестью корпуса во время сушки. Дымковский промысел до сих пор не имеет серийного производства. Каждая игрушка является ручной работой, выполненной по всем канонам, которые складывались веками. У каждой мастерицы свой узнаваемый почерк, каждое изделие уникально и неповторимо. Благодаря этому промысел не теряет своей популярности.

Филимоновские игрушки

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева Тульской области на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки – свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек. Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, “подтягивают”, выравнивая ее поверхность. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи. Филимоновская игрушка представляет собой явление народного искусства, в котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино, и непременно учитывались мастером. Рассматривая работы народных мастеров, можно только удивляться устойчивости традиций в выборе тем и сюжетов игрушек (это барышни, крестьяне, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях, птицы, домашние животные). Эти сюжеты характерны для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и, никогда не повторяясь. Часто фантазия мастеров настолько изменяет образ животного, что игрушка не имеет прототипа, получаются сказочные звери неведомой породы. Мастера не стремятся к простому правдоподобию, жизненные впечатления у них – основа для вымысла, сказки. Пользуясь этим методом, они создают бесчисленное множество вариантов, подобных собирательных образов – типов. В филимоновской игрушке мы видим, что единство природы, выразилось в особой форме зверей и птиц. В русском народном искусстве нет устрашающих изображений, нет ужаса, нет зла. Эти замечательные черты, оказывается, тоже имеют древние исторические корни. Множество удивительных мотивов, образов создают филимоновские мастера – игрушечники, и за каждым из них стоит большой мир, частью которого воспринимает себя человек. Источником творчества народных умельцев является любовь к природе, доброта и щедрость души. Каждая игрушка имеет неповторимый узор, хотя есть некоторые приемы росписи Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: лиловым, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Голубая Гжель.

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным-давно жили там смелые и умелые, красивые и веселые мастера. Собрались они однажды и стали думать о том, как бы им лучше свое мастерство показать. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую, белую, и решили лепить из нее посуду разную. Да, такую, какую свет не видывал. Один слепил чайник: носик – в виде головки петушка, ручку – в виде хвоста. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал, а слепил кувшин для кваса (квасник) и украсил его посвоему, лепными фигурами: две козочки стоят, а наверху петушки дерутся. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали посуду голубой и синей краской разных оттенков. Рисовали по посуде различные узоры из сеточек, полосок, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Понравилась людям красивая посуда и стали называть ее «нежно — голубое чудо». По сей день стоит недалеко от Москвы средь лесов и полей старинный городок Гжель

Золотая хохлома

https://i.pinimg.com/736x/60/41/ea/6041ead94a7ec1a587afb62c0938d7c1.jpg

История развития промысла Этот художественный промысел возник в 17 веке в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома. Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе у крестьянина. Нарядную посуду окрашивали в яркие, сочные цвета и расписывали разными красками, порой золотом или серебром. Но даже самую простую посуду нельзя было использовать неокрашенной: от горячей пищи древесина расслаблялась, в ней образовывались трещины. Поэтому неокрашенную посуду покрывали олифой – вареным льняным маслом.

В хохломской росписи применяется оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Изделия вытачивают из дерева осины, липы, березы. На этом этапе посуду называют "белье". 

Изделие обмазывают льняным маслом. Затем покрывают специальным грунтом, в состав которого входит глина. Изделие сушат в печи Шлифуют Обмазывают олифой, чтобы появилась липкая плёнка, к которой легко пристаёт измельчённый порошок металла – полуда (раньше использовали порошок серебра, а сейчас порошок алюминия или олова). Полуду втирают, и предмет становится похож на серебряный. 

Под плёнкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становится золотым. После того как художник украсит изделие орнаментом, на него наносят лак и закаляют в печи (операция повторяется несколько раз). Под влиянием высокой температуры пленка лака, покрывающая роспись, темнеет и приобретает теплый янтарный оттенок, а просвечивающая сквозь нее поверхность дерева, закрашенная серебристым алюминиевым порошком, становится похожей на золото. 

Художники рисуют: Растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом разнообразии орнаментов проявляется фантазия художников. Зооморфные орнаменты: диковинные птицы и рыбы. В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной былинкой. «Травку» обычно пишут красным или чёрным цветом, она обязательный элемент хохломской росписи. Самые замысловатые узоры называются «кудрина». Травка превращается здесь в кудрину -завитки, похожие на перья жар-птицы. «Кудрины» всегда пишутся золотом. Цветущие кусты и плоды на Руси Считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи. Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и нарядна. 

Все новости

Комментарии:

Комментариев пока нет.

Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.